Назад

Научим машину видеть

На станции Пресня в музее «Московская окружная железная дорога» 4 июля прошла заключительная часть совещания по вопросам совместной разработки беспилотных проектов и внедрения системы технического зрения на борту подвижного состава.

Планируется, что передовая инженерная школа ПГУПС ИСКРА в партнёрстве с АО «НИИАС» и АО «ТМХ» будет участвовать в разработке этих систем на базе Октябрьского электровагоноремонтного завода.

Первая часть совещания прошла на базе центра дистанционного контроля и управления на станции Андроновка, где участникам показали рабочее место машиниста-оператора. Заместитель генерального директора — директор Санкт-Петербургского филиала АО «НИИАС» Павел Попов представил подробный доклад о технологиях, используемых при проектировании, а также рассказал о требованиях, сформированных в период проведения испытаний.

«Первая версия пульта представляет собой копию пульта электропоезда „Ласточка“, с измененной логикой переключения органов управления. В новой версии пульта адаптированы по эргономике органы управления, а также переработан визуальный АРМ с интеграцией в него данных от различных систем электропоезда, которые отображаются на одном мониторе, — рассказывает профессор, завкафедрой „Наземные транспортно-технологические комплексы“ ПГУПС Александр Воробьёв. — Это решение облегчает машинисту-оператору восприятие большого потока информации и снижает нагрузку на него».

Также участникам встречи представили направления развития автоматизации для единого центра дистанционного контроля и управления для управления электропоездами на Московском центральном кольце в автоматическом режиме.

Участники осмотрели рабочее место дежурного по станции Андроновка и релейный пост с системой интервального регулирования с использованием радиоканала.

Затем гости совершили рабочую поездку на электропоезде ЭС2Г «Ласточка» с функцией автоматического управления. На участке Московской окружной железной дороги Андроновка — Пресня представителям образования и промышленности показали, как работает поезд в автоматическом режиме — движение между платформами, остановка с точностью до 25 см на остановочных пунктах без вмешательства машиниста.

«Так же нам продемонстрировали работу системы технического зрения при двух сценариях: детектирование знаков „Начало опасного места“ и „Конец опасного места“: поезд снизил скорость до 25 км/ч, проследовав участок, набрал скорость до установленной, — рассказал профессор, руководитель ПИШ ПГУПС Александр Никитин. — Второй сценарий — детекция манекена ребёнка высотой 1,2 метра в колее: электропоезд остановился на расстоянии 70 метров до манекена».

Начало сотрудничеству в этом направлении уже положено: на форуме «PRO//Движение.ЭКСПО», который состоится 28-30 августа в Санкт-Петербурге, ПГУПС представит свою первую беспилотную тележку.

08.07.2025